Актуальность исследования продиктована динамичными изменениями, происходящими в современном обществе, усложняющими процессы адаптации человека к новым условиям. Начальное общее образование является основополагающим звеном в структуре общего образования. Именно на начальной ступени обучения в младшем школьном возрасте закладывается основы умения учиться. Цель исследования - теоретически обосновать и опытно-поисковым путем проверить результативность формирования учебного действия контроля и самоконтроля у младшего школьника на уроках математики (по УМК «Школа XXI века»). Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы. Формирование универсальных учебных действий у учащихся младших классов выступает одним из необходимых условий достижения результатов, предъявляемых в соответствии с ФГОС НОО к «портрету выпускника начальной школы». Одним из основных компонентов регулятивных универсальных учебных действий является действие контроля и самоконтроля.