Социальный заказ современного общества актуализирует такую цель образования, как активное содействие формированию и развитию самостоятельной, творческой, целостной активной личности и создание условий для реализации потенциала каждого обучающегося. В то же время модернизация российского образования существенно затрагивает организацию учебного процесса в образовательных организациях. Одной из главных задач совершенствования системы школьного образования является создание условий для самореализации и развития учащихся. Актуальность данной задачи заключена в том, что личность, способная себя реализовать, востребована в современном обществе, что отмечено в нормативно-правовых документах, определяющих образовательную политику государства: Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» (2012), Федеральном государственном образовательном стандарте и др. Цель работы: подобрать и опытно-экспериментальным путем апробировать исторический и занимательный материал на уроках математики, способствующий формированию учебной самостоятельности младших школьников. Подводя итог проведенного исследования, необходимо отметить, что использование на практике исторического и занимательного материала способствует повышению уровня учебной самостоятельности младшего школьника.