29-30 апреля 2022 года в Лесосибирском педагогическом институте - филиале СФУ состоялись XIII Международные (XХVII Всероссийские) филологические чтения памяти профессора Р.Т. Гриб «Человек и язык в коммуникативном пространстве»
В приветственном слове на открытии конференции директор института Людмила Николаевна Храмова отметила, что Чтения уже в двадцать седьмой раз собрали вместе единомышленников для обсуждения лингвистических, литературоведческих, методических вопросов, отражающих взаимодействие человека и языка в коммуникативном пространстве. И в этот год география конференции вышла за границы Российской Федерации. Проведение Филологических Чтений является важным событием для Лесосибирского педагогического института. Значительный вклад в становление и развитие Чтений внесли профессор Борис Яхиевич Шарифуллин, доцент Зинаида Михайловна Иванова, профессор Ирина Владимировна Евсеева, благодаря которым Чтения приобрели особый научный статус. И сегодня проведение конференции вызывает огромный интерес в научном и педагогическом сообществе.
Приветствуя участников Чтений Ольга Юрьевна Егорова, заместитель Главы города Лесосибирска по социальным вопросам, подчеркнула, что неслучайно Филологические чтения «Человек и язык в коммуникативном пространстве» включены в перечень значимых для региона и города мероприятий в рамках краевого проекта «Культурная столица Красноярья – 2022» в г. Лесосибирске. Она пожелала всем интересной и продуктивной работы на площадках конференции и выразила надежду на дальнейшее плодотворное сотрудничество нашего института и города в плане подготовки будущих специалистов для системы образования.
В видеоприветствии кандидата филологических наук, научного сотрудника лаборатории вербальных культур Сибири и Дальнего Востока Института филологии Сибирского отделения РАН Тамары Павловны Поповой было отмечено, что как и прежде география Чтений обширна: Китай, Кыргызстан, Казахстан, Беларусь, Россия (Москва, Тула, Тверь, Казань, Воронеж, Челябинск, Барнаул, Новокузнецк, Кемерово, Абакан, Хабаровск, Красноярск и др.), это эффективно способствует обмену мнениями между молодыми и опытными учёными различных регионов страны, поддерживает связь между наукой и практикой, формирует имидж вуза как регионального современного образовательного и динамично развивающегося учреждения, Вспомнила о Борисе Яхиевиче Шарифуллине как об ученом, внесшим большой вклад в развитие конференции.
Заведующая кафедрой филологии и языковой коммуникации Лесосибирского педагогического института Мария Викторовна Веккессер отметила, что для Раисы Тихоновны Гриб Лесосибирский педагогический институт стал значительной вехой в жизни. Она начала свою работу в Енисейском (Лесосибирском) педагогическом институте в далеком 1955 году. Открыла путь в профессию, в науку многим выпускникам филологического факультета ЛПИ, которые всегда вспоминают о ней с теплотой и благодарностью. По отзывам коллег, Раиса Тихоновна имела уникальную способность объединять невидимой нитью людей благодаря ее душевным качествам, любви к русскому языку и педагогической профессии.
Интересной, содержательной, вызвавшей живое обсуждение, была пленарная часть конференции.
В своем выступлении Константин Викторович Волчок, соискатель кафедры русского языка и речевой коммуникации ИФиЯК СФУ, своевременно представил речевые стратегии дискредитации российской армии в конфликтогенном военном интернет-дискурсе. Отрадно, что интересы лингвиста-исследователя совпали с ожиданиями слушателей, обусловленными общественно-политическими событиями и гражданскими вызовами современности.
Елена Юрьевна Сафронова, доктор филологических наук, профессор кафедры литературы института филологии и межкультурной коммуникации АлтГПУ, тонко и глубоко продемонстрировала способ решения межнациональных конфликтов на основе анализа творчества Ф.М. Достоевского.
В выступлении Ирины Владимировны Евсеевой, доктора филологических наук, заведующего кафедрой русского языка и речевой коммуникации ИФиЯК СФУ, и ее коллеги Инги Анатольевны Славкиной, кандидата филологических наук, доцента, раскрыта сила русского юмора в коммуникативном пространстве, обусловленном введением санкций в отношении России. Этот доклад открыл для участников конференции новые перспективные подходы к работе в данном направлении.
Доклад доктора филологических наук, профессора ИФиЯК СФУ Г.А. Копниной был рассчитан на широкую аудиторию и никого не оставил равнодушным. В нем представлены основные лексико-фразеологические новации в русском языке и речи как следствие информационно-психологической войны. По мнению учёного, это особый негативный способ воздействия на сознание людей. Примеры из её доклада, думается, будут мотивировать молодёжь весьма критично относиться к информации и оценкам в СМИ, нивелирующим духовные аксиомы.
Виктория Николаевна Карпухина, доктор филологических наук, профессор кафедры лингвистики, перевода и иностранных языков АлтГУ (г. Барнаул), раскрыла функционирование современного переводческого дискурса в лингвоэкологическом аспекте. Всех участников конференции поразила глубина исследования и его важность для изучения дискурса перевода.
В видеодокладе Елены Владиленовны Семеновой, кандидата педагогических наук, доцента кафедры ФиЯК ЛПИ – филиала СФУ, подняты актуальные проблемы цифровизации образования, приглашающие слушателей к обсуждению в формате дискуссии.
По итогам первой части пленарного заседания в аудитории были высказаны интересные суждения, докладчикам были заданы вопросы, которые, без сомнения, говорят об актуальности представленных тем и активной гражданской позиции слушателей.
Сотрудниками библиотеки ЛПИ - филиала СФУ была подготовлена выставка научных и учебных изданий преподавателей кафедры филологии и языковой коммуникации (в прошлом кафедры русского языка и литературы и кафедры иностранных языков). Выставка продемонстрировала широкий спектр научных интересов преподавателей.
29 апреля пленарная часть была продолжена секционными заседаниями.
Руководитель секция «Современные научные парадигмы и проблемы профессионального образования» Л.С. Шмульская, доцент кафедры ФиЯК, отмечает: «Тематика секции позволила обсудить широкий спектр теоретических и прикладных проблем профессионального образования в разных предметных областях. Представленные на секции доклады можно сгруппировать по следующим основным направлениям: актуальные вопросы методики преподавания дисциплин высшей школы (докладчики: Н.В. Басалаева, Т.В. Захарова, А.В. Фирер, С.С. Ахтамова, Н.Г. Харитонова); особенности профессиональной деятельности учителя (докладчики: З.У. Колокольникова, Т.В. Казакова, Н.С. Тишевская, Т.В. Шелкунова); актуальные теоретические вопросы гуманитарного образования (докладчики: Н.Д. Фирер, Л.С. Шмульская, Т.А. Колесникова). Работа секции, по отзывам участников, стала представительной площадкой педагогического сообщества Приенисейского региона для обсуждения актуальных вопросов профессионального образования. Кроме того, продуктивное рассмотрение вопросов в рамках секционной дискуссии способствовало повышению профессиональных знаний и компетенций участников».
В секции «Современные научные парадигмы и проблемы филологического образования в школе», как отмечает ее руководитель М.В. Веккессер, заведующий кафедрой ФиЯК, учителя и сотрудники образовательных организаций города и районов оживили дискуссии «прикладным» взглядом: в формате конструктивного диалога обсуждались теоретические проблемы современной методики, которые находят своё практическое применение.
В рамках работы секции «Проблемы межкультурной коммуникации и интерлингвистики», руководителями которой были старшие преподаватели кафедры ФиЯК М.Л. Ростова и Я.Н. Казанцева, отметили: «Были представлены как доклады методической направленности, так и лингвистического характера. Учителя-предметники в ходе своих выступлений поделились опытом работы по использованию интерактивных шаблонов и электронных ресурсов на уроках английского языка как средств формирования коммуникативных навыков. Были приведены примеры наиболее популярных сайтов и платформ, которые можно использовать на разных этапах урока и для формирования различного рода навыков и умений, что вызвало неподдельный интерес у студентов – будущих учителей иностранного языка. Многие из них также заинтересовались особенностями и возможностями применения CLIL технологии на уроках английского языка в средней школе. В ходе обсуждения вопросов формирования креативного мышления в процессе изучения иностранного языка, слушателям было предложено выполнить ряд заданий, что оказалось довольно занимательным и полезным. Также были затронуты вопросы организации внеурочной деятельности, в частности, речь шла о практике формирования нравственных качеств через организацию школьного кинозала. Помимо вопросов работы со школьниками, затрагивались проблемы, касающиеся обучения иностранному языку в высшем и среднем профессиональном образовании. В докладах лингвистической направленности, спикеры раскрыли актуальные вопросы, связанные с прецедентным именем, а также конструированием индивидуального профиля публичной личности в социальной сети. В ходе подведения итогов работы секции все присутствующие выразили благодарность за возможность представить свои разработки и надежду на дальнейшее сотрудничество».
Руководитель секции «Актуальные проблемы художественного дискурса и методики преподавания филологических дисциплин» О.Н. Зырянова, доцент кафедры ФиЯК, указывает: «В работе секции приняли участие преподаватели вузов, колледжей, учителя школ. Широкая география участников (Красноярский край, Хабаровский край, Московская область, гг. Ульяновск, Севастополь) стала возможной благодаря онлайн-формату в Zoom. Особое внимание было уделено методике преподавания филологических дисциплин, причем докладчиками рассматривались проблемы как вузовского, так и школьного обучения литературе и русскому языку. Так, большой интерес вызвал доклад Н.В. Кулаковой, доцента кафедры теории и методики начального образования КГПУ им. В.П. Астафьева по функциональной грамотности как планируемому результату обучения младших школьников. Обозначив проблемные точки вопроса, Н.В. Кулакова представила возможные методические решения, апробированные уже исследователем на практике и имеющие положительный результат. Методические вопросы филологического образования в младших классах стали предметом рассмотрения в докладах Д.В Кузнецовой, Т.А. Бахор, А.В. Пацанковой. Не остались без внимания и актуальные проблемы лингвистического и литературоведческого дискурсов. И.Б. Ушакова, доцент кафедры иностранных языков и межкультурной коммуникации, кандидат филологических наук Хабаровского государственного университета экономики и права обратилась к проблеме, связанной с семантическим развитием слов в современном русском языке. Г.М. Васильева, С.Г. Туболец также сосредоточили в своих докладах внимание на активных процессах, связанных с изменением семантической окраски некоторых слов в современном звучании».
30 апреля прошла не менее эффективная и продуктивная работа студенческих секций и мастер-класса для студентов направленности «Русский язык и литература», руководителем которого выступила М.В. Веккессер, заведующий кафедрой ФиЯК. Ею в интерактивной форме были рассмотрены современные технологии в организации профориентационной работы со школьниками в предметной сфере русского языка.
Характеризуя работу одной из студенческих секций, ее руководитель Е.В. Семенова, доцент кафедры ФиЯК, пишет: «Работа секции проходила в дистанционном формате. Было заявлено 11 докладов. 4 доклада студентов 2-3 курсов ИПК ГТГУ г. Истра Московская область и 5 докладов студентов 5 курса ЛПИ – филиала СФУ были представлены в виде стендовых докладов, поскольку подключение к работе ZOOM у этих студентов вызвало технические трудности. Руководитель изучил стендовые доклады, студенты ознакомлены с возникшими вопросами, имеют возможность ответить на них в формате письменного общения. На заседании секции с помощью поддержки ZOOM выступили студентки ЛПИ – филиала СФУ Васичева А. и Мальцева М. В докладе Васичевой А. «Проблемы геймификации в начальных классах на уроках иностранного языка» были раскрыты условия, при которых геймификация становится эффективным средством формирования мотивации обучающихся к изучению иностранного языка. Студентка уверенно отвечала на вопросы, проанализировала опыт использования игр и игровых платформ на уроках иностранного языка в начальных классах. Мальцева М. В своем выступлении глубоко и разносторонне раскрыла сущностные положения использования коммуникативной методики на уроках иностранного языка, с уверенностью отвечала на заданные вопросы. Тема ее доклада «Коммуникативная методика на уроках иностранного языка как ведущее методическое направление в современных условиях» актуальна и требует теоретического осмысления и практического внедрения, что было доказано в выступлении студентки».
В офлайн-режиме прошло заседание еще одной студенческой секции. Участники этого заседания отметили, что представленные доклады студентов были интересны и вызвали со стороны слушателей живое обсуждение.
По итогам конференции выйдет в свет сборник статей, в котором будут представлены более 50 статей, среди авторов которого доктора и кандидаты наук, аспиранты, магистранты, учителя-практики. Материалы конференции носят междисциплинарный характер. В статьях лингвистов, литературоведов, психологов, методистов и других представителей гуманитарных наук обсуждаются весьма актуальные проблемы: проблемы речевого общения и теории языка; коммуникация в пространстве художественного текста; коммуникативное пространство языка в диахроническом аспекте; современные научные парадигмы и проблемы образования; проблемы межъязыковой коммуникации и преподавания иностранных языков.
Все участники Чтений высоко оценили уровень конференции, отметив глубокое научное содержание и замечательную организацию. По мнению коллег, это научное мероприятие отличается весьма актуальными темами за счёт современного политического контекста, учёные продемонстрировали готовность к дискуссии в любом предлагаемом аудиторией формате. Неподдельный интерес, интеллектуальный и эмоциональный отклики на доклады обусловлены и тем, что объектом изучения являются живой современный литературный процесс и современная коммуникация. Для специалистов это мероприятие стало генератором новых идей, импульсом для новых исследований и научного сотрудничества.
Кафедра филологии и языковой коммуникации ЛПИ благодарит всех участников за актуальные и интересные доклады и статьи, надеется на дальнейшее сотрудничество!
Материал подготовлен М.В. Веккессер, заведующим кафедрой филологии и языковой коммуникации