Артюхова, Т. Ю. Личностный выбор профессии как ресурс региональной системы профессиональной ориентации / Т. Ю. Артюхова, А. Н. Артюхов, Т. В. Шелкунова. – Текст : электронный // Проблемы современного педагогического образования : сборник научных трудов / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадског», Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского» в г. Ялте ; главный редактор А. В. Глузман ; редколлегия: Н. В. Горбунова, Л. И. Редькина, Ю. В. Богинская [и др.]. – Ялта : РИО ГПА, 2022. – Вып. 76, ч. 4. – С. 362-365. – URL: https://lpi.sfu-kras.ru/files/artyuhova_t._yu._lichnostnyy_vybor_profess... (дата обращения: 21.11.2022).
Неоспоримым является факт осознанного первичного выбора профессии. В статье рассматривается проблема личностного выбора профессии с позиции развития региональной системы профессиональной ориентации Красноярского края. Приведены данные психологического исследования (на примере помогающих профессий) различий в структуре личности у выбирающих профессию как осознанно, так и нет. Математически доказано, что осуществление личностного выбора профессии детерминировано личностными особенностями оптанта. Среди наиболее значимых определены: осознанная ответственность за собственную жизнь, способность не только ставить цели, но и достигать их. Важны также сформированные представления о себе, как о сильной личности, обладающей свободой выбора для построения собственной жизни в соответствии со своими целями и желаниями. Понимание возможности быть автором своей жизни – важная составляющая личностного выбора. Это становится возможным при значимо сформированных внутренних мотивах выбора профессии. Первичный выбор профессии приходится на конец подросткового – начало юношеского возраста. Для максимального соответствия психофизиологическим особенностям, внутренним мотивам, ценностям оптанта необходимо создавать условия для расширения представлений о мире профессий, современным требованиям к их осуществлению. Представлено направление стратегии развития региональной системы профессиональной ориентации Красноярского края на период 2021-2030 годов, связанное с обеспечением осознанного выбора профессии. Траектория развития региональной системы профессиональной ориентации Красноярского края на период 2021-2030 годов определена через тренд ранней профориентационной деятельности. Формирование осознанного личностного выбора профессии важно осуществлять с учетом потребности регионального рынка труда. При разработке программы формирования осознанного выбора профессии в системе профориентационной работы Красноярского края акцент делается на привлечение к работе потенциальных работодателей как носителей профессии. Личностная включенность подростка/юноши на этапе выбора профессии значительно уменьшит количество преждевременно отчисленных из образовательной организации, а работодатель «получит» готового к осуществлению профессиональной деятельности специалиста.