Выпускная квалификационная работа по теме: «Развитие самооценки подростков с ограниченными возможностями здоровья» содержит 65 страниц текстового документа, 63 использованных источников, 5 приложений, 1 таблица, 15 рисунков. ПОДРОСТКИ, САМООЦЕНКА, ЗДОРОВЬЕ, ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ, РАЗВИТИЕ. Самооценка подростков с ограниченными возможностями здоровья складывается под влиянием таких факторов, как нарушения физического, психического, личностного, познавательного развития, негативные влияние социальных факторов, непринятие в коллективе сверстников, осознание собственных дефектов, ощущение ненужности и безысходности. Основной причиной формирования неадекватной самооценки является внутренняя подавленность, вызванная ограниченными возможностями здоровья, вызывающими значительное снижение работоспособности, ограничения обычных алгоритмов деятельности, невозможность принимать полноценное участие в учебной деятельности. Цель работы: изучение самооценки у подростков с ограниченными возможностями здоровья и ее развитие. В результате исследования была проанализирована психолого-педагогическая литература; проведено экспериментальное исследование, направленное на выявление подростков с ограниченными возможностями здоровья. На основе полученных результатов диагностического исследования разработана и реализована система занятий «Я все смогу». Сопоставляя результаты первичной и повторной диагностики, мы констатируем, что реализованная нами система занятий оказалась эффективной для повышения уровня самооценки подростков с ограниченными возможностями здоровья, следовательно, может быть использована в практике педагога-психолога в рамках образовательной организации.