Басалаева, Н. В. Агрессивное поведение подростков как актуальная проблема современного общества / Н. В. Басалаева, Т. В. Шелкунова. – Текст : электронный // Проблемы современного педагогического образования : сборник научных трудов / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского», Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского» в г. Ялте. – Ялта : РИО ГПА, 2024. – Вып. 84, ч. 4. – С. 376-378. – URL: https://lpi.sfu-kras.ru/files/basalaeva_n._v._agressivnoe_povedenie_podr... (дата обращения: 26.11.2024).
Статья посвящена проблеме проявления агрессивного поведения подростков. Авторы акцентируют внимание на том, что агрессивное поведение представляет собой деструктивные мотивированные действия агрессивного характера, включающие различные по форме и результатам поведенческие акты. Авторами подчеркивается, что основными детерминантами агрессивного поведения подростков выступают личностные особенности и социальное окружение. Отмечается, что причиной агрессивного поведения подростков также является и усвоение агрессивной модели поведения в семье, в школе, через общение со сверстниками и СМИ. В статье рассматривается вербальное агрессивное поведение, заключающееся в нанесении вреда посредством агрессивной словесной формы; а также физическое агрессивное поведение, выражающееся в применении физической силы. Авторами подчеркивается, что вербальная форма чаще проявляется у девушек подросткового возраста, а физическая – у мальчиков. В ходе экспериментального исследования авторы пришли к выводу, что для большинства подростков характерен средний уровень агрессивного поведения. Несмотря на то, что показатели эмоциональной несдержанности у всех индивидуальны, данные подростки периодически реализуют агрессивные действия в разной форме – вербальной и физической. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости профилактики агрессивного поведения среди подростков рассматриваемой выборки. Методы профилактики агрессивного поведения обучающихся необходимо использовать комплексно, с учетом причины возникновения. Психолого-педагогическая помощь по коррекции агрессивности в поведении подростков, прежде всего, должна быть направлена на основные факторы, обусловливающие ее возникновение и проявление: 1) природный фактор (наличие агрессивности как личностной предрасположенности к агрессивным действиям); 2) микросоциальный фактор (взаимодействие в семье, референтной группе, учебном классе); 3) макросоциальный фактор (модель поведения, принятая в обществе, пропагандируемая с помощью средств массовой информации).