Министерство науки и высшего образования РФ 15 марта 2020 года рекомендовало вузам организовать обучение студентов дистанционно с целью выполнения мероприятий по профилактики коронавирусной инфекции.
Дистанционное обучение позволяет использовать современные информационные и телекоммуникационные технологии, которые делают обучение более интенсивным и увлекательным, а главное доступными. В настоящее время в ЛПИ-филиале СФУ для реализации обучения в электронном формате по все специальностям и направлениям подготовки создано около 300 курсов на платформе Moodle и размещённых в системе электронного обучения Сибирского федерального университета «е-Курсы СФУ» (https://e.sfu-kras.ru/). Все курсы снабжены верифицированным образовательным контентом и имеют широкую возможность по фиксации хода всего образовательного процесса (в том числе результатов промежуточной аттестации и результатов освоения дисциплины), а также синхронного и (или) асинхронного взаимодействия со студентами. Электронно-библиотечная система и электронная информационно-образовательная среда института обеспечивает возможность доступа студентов к образовательным ресурсам ЛПИ – филиала СФУ из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
По результатам мониторинга, используемая система управления дистанционным обучением оказывает позитивное влияние на студента, повышая его самостоятельность, творческий и интеллектуальный потенциал за счет самоорганизации, стремления к знаниям, умения обучаться в современной электронной образовательной среде.
Центр развития и сопровождения основных образовательных программ ЛПИ – филиала СФУ провел опрос преподавателей и обучающихся с целью выяснения отношения к дистанционному формату обучения, так стремительно и масштабно ворвавшегося в привычную контактную работу отечественной высшей школы.
Приводим отдельные выдержки из отзывов.
Отзывы преподавателей:
«Проводим занятия в дистанционном формате по дисциплинам текущего семестра (с 18 марта) ежедневно в соответствии с расписанием занятий. Система электронного обучения СФУ «Е-курсы СФУ» обладает достаточным ресурсом для эффективного обучения по гуманитарным и точным предметам».
«Наиболее эффективными для организации самостоятельной работы студентов являются следующие формы и средства дистанционного обучения: практически неограниченный перечень аудио – видео учебных материалов и доступ к удаленным ресурсам (библиотеки, образовательные платформы)».
«Эффективность дистанционного формата обучения (за прошедшее время) составляет примерно 70%. Дистанционный формат обучения в целом – это отличный «запасной» вариант в сложившейся ситуации, но, на мой взгляд, не может стать основным и единственным, все-таки образование в высшей школе предполагает персонализированное взаимодействие. Преподавателям в дистанционном режиме понравилась возможность предоставить большое количество ресурсов и источников информации для самообогащения студентов».
«Обучение в дистанционной форме хорошо, на мой взгляд, большей части для гуманитарных наук. А для того, чтобы научить студента-будущего учителя правильно ставить опыты и проводить лабораторные работы по дисциплинам естественно-научного цикла: физике, химии и т.п., обязательно необходима контактная работа с преподавателем и учебно-лабораторным оборудованием».
Отзывы студентов:
«В начале было сложно, но уже через пару дней я смогла спокойно работать в системе. На мой взгляд, дистанционная форма обучения удобна и она может почти в равной мере заменить обучение в институте. В дистанционном режиме не нужно тратить время на дорогу в институт. Есть возможность заранее выполнять задания».
«В целом форма обучения комфортна для изучения материала, но очень часто не хватает «живых» объяснений и комментариев преподавателя. Дистанционно не всегда получается понять материал полностью. Наиболее удобной формой для обучения является лекция с вопросами после каждого изучаемого блока, чат, практические письменные задания».
«Адаптация прошла успешно, это обусловлено тем, что в ходе обучения в институте мы использовали электронное обучение, с помощью которого сейчас организованно дистанционное обучение. Работа не может быть результативна на 100%, не хватает живого общения с преподавателями. Мне как студенту очной формы обучения более комфортно получать знания в стенах института, потому мне не хватает студенческого сообщества и взаимодействия между участниками образовательного процесса напрямую. В дистанционном обучении у меня возникают следующие трудности: технические перебои в процессе воспроизведения материала, что усложняет задачу выставления в определенное время выполненных заданий, прохождения теста, временные ограничения, т.е. выполнение заданий, требует быстрой реакции, порой материал необходимо вдумчиво прочитать, найти решение, но на это не хватает времени, из технических: это плохая обратная связь, задержка кадра (плохая скорость)».
«Приходиться почти целый день сидеть за компьютером …и не всегда себя можно организовать на работу …».
Формат электронного обучения, ресурсы образовательной среды в институте постоянно дорабатываются и совершенствуются, в том числе с учётом вопросов, предложений и пожеланий, поступающих от студентов и профессорско-преподавательского коллектива.
Центр развития и сопровождения ООП ЛПИ — филиала СФУ